Ограничения по приему на работу иностранцев, не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь

Вопрос: Вправе ли коммерческая организация принять на работу по трудовому договору работника, являющегося иностранным гражданином, не имеющим разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь?

 

Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона Республики Беларусь от 30.12.2010 N 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон), трудящиеся-иммигранты могут осуществлять трудовую деятельность в Республике Беларусь при условии получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь и заключения трудового договора. При этом согласно положений ч. 1. ст. 23 Закона, осуществление трудящимися-иммигрантами трудовой деятельности в Республике Беларусь допускается лишь в том случае, если занятие свободных рабочих мест (вакансий) не может быть обеспечено гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь.

Трудящийся-иммигрант – это иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, въехавший в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляющий такую деятельность в Республике Беларусь (абз. 10 ст. 1 Закона).

Специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее — специальное разрешение) — документ, подтверждающий право трудящегося-иммигранта на осуществление трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь (абз. 9 ст. 1 Закона).

Порядок получения специального разрешения регулируется Инструкцией о порядке выдачи разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 07.07.2011 N 247 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства внутренних дел Республики Беларусь» (далее – Инструкция), а также пунктом 16.7 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее – Перечень).

Следует также отметить, что при осуществлении трудовой деятельности у нескольких нанимателей Республики Беларусь иностранцы, не имеющие разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, обязаны получить специальное разрешение для работы у каждого из них (ч. 2 ст. 29 Закона).

Согласно требований абз. 4 ч. 2 ст. 36 Закона, трудовой договор с трудящимся-иммигрантом должен быть зарегистрирован нанимателем в подразделении по гражданству и миграции в месячный срок со дня его заключения.

Частью 1 ст. 26 Закона установлено, что для использования труда иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в количестве, превышающем десять человек, наниматель Республики Беларусь обязан получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Порядок получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы регулируется вышеупомянутой Инструкцией, а также пунктом 16.9 Перечня.

Следует также отметить, что согласно ч. 2 ст. 2 Закона, действие Закона не распространяется на отношения, связанные с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности в Республике Беларусь иностранцами:

— которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита либо убежище в Республике Беларусь;

— ходатайствующими о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь;

— приглашенными в Республику Беларусь на срок не более девяноста суток для чтения курса лекций или выполнения другой учебной работы в учреждениях образования Республики Беларусь, обеспечивающих получение высшего образования, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров, либо для проведения монтажа (шефмонтажа) оборудования и (или) оказания услуг по обучению персонала эксплуатации этого оборудования;

— работающими в дипломатических представительствах, консульских учреждениях иностранных государств, представительствах и (или) органах международных организаций или межгосударственных образований, аккредитованных в Республике Беларусь;

— аккредитованными в Республике Беларусь в качестве журналистов иностранных средств массовой информации;

— являющимися руководителями коммерческих организаций с иностранными инвестициями, их филиалов или представительств;

— являющимися священнослужителями, приглашенными религиозными объединениями, зарегистрированными в установленном порядке на территории Республики Беларусь, для занятия религиозной деятельностью;

— проходящими производственную практику в соответствии с программами, образовательными стандартами по специальности, учебными планами и учебными программами учреждений образования Республики Беларусь;

— являющимися лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

— трудоустраивающимися в ином порядке, определенном международными договорами Республики Беларусь.

Следовательно, положения Закона о необходимости получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью (для иностранного работника) и разрешения на привлечение иностранной рабочей силы (для нанимателя) не распространяются на отношения, связанные с трудоустройством вышеупомянутых категорий иностранцев.

Кроме того, не применяется вышеуказанный порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Российской Федерации в Республике Беларусь (ч. 1 п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»). Согласно положений ст. 7 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан (подписан в г. Москве 25.12.1998 г.), договаривающиеся стороны обеспечивают гражданам Беларуси и России равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях Беларуси и России. Граждане Беларуси и России имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде.

 

Ю.А. Михайличенко

 

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 25.05.2012 г.

Статьи

Подмена трудовых отношений: признаки и последствия

Нередко у юрлиц и ИП возникает желание минимизировать налоговую нагрузку ...

Вправе ли ИП заниматься репетиторством после 1 октября 2024 года?

В связи со вступлением в силу с 01 октября 2024 ...

Надо ли на договоре ставить печать?

Руководители юридических лиц часто спрашивают – нужна ли печать на ...

Медиация в уголовном деле

А знаете ли вы, что медиация возможна не только в ...

Репетиторство в сфере дополнительного образования — возможно ли?

В предыдущих материалах мы рассматривали вопрос об изменениях в деятельности ...

Заказать звонок