Изменения в Закон «О хозяйственных обществах» с 27.04.2021: внедрение информационных технологий, разрешение зачета денежных требований и др.

С 27 апреля 2021 года вступают в силу изменения в Закон «О хозяйственных обществах» (далее – Закон), которые внесены Законом «Об изменении законов по вопросам хозяйственных обществ»  от 5 января 2021 г.№ 95-З.

Изменения общих положений об обществах

Несомненным «прорывом», который отвечает духу времени, стало включение в Закон нормы о том, что в устав хозяйственного общества могут быть включены положения, предусматривающие случаи и порядок использования электронной или иной связи, информационных сетей (систем) или программно-аппаратных средств и технологий (систем дистанционного обслуживания) при организации созыва и проведении общего собрания его участников (ст. 14 Закона).

С 27 апреля 2021 года  уставом хозяйственного общества может быть предусмотрена возможность совместного присутствия лиц, имеющих право на участие в этом собрании, дистанционно с использованием систем дистанционного обслуживания, а при проведении общего собрания участников хозяйственного общества в заочной форме мнение лиц, имеющих право на участие в этом общем собрании, по вопросам повестки дня собрания, поставленным на голосование, может определяться путем их опроса с использованием систем дистанционного обслуживания (ст. 42 Закона).

Ст. 39 Закона дополнена положениями о том, что лица, имеющие право на участие в общем собрании, могут (если это предусмотрено уставом) извещаться о проведении общего собрания участников путем опубликования этой информации в доступном для всех участников хозяйственного общества печатном средстве массовой информации, определенном уставом хозяйственного общества, и (или) размещения ее на сайте хозяйственного общества в глобальной компьютерной сети Интернет.

В ст. 39 Закона также оговорено, что общество вправе предусмотреть в своем уставе возможность дополнительного направления информации лицам, имеющим право на участие в общем собрании, путем направления извещения, содержащего порядок ознакомления с информацией о проведении общего собрания участников хозяйственного общества, на номер контактного телефона или адрес электронной почты лица, имеющего право на участие в общем собрании (однако не уточнено, что законодатель подразумевал под словом «дополнительно», т.е. может ли этот способ быть самостоятельным способом извещения, или им можно лишь дублировать информацию, направленную участникам иными предусмотренными Законом способами).

Из ст. 13 Закона исключен имевшийся ранее запрет на существование   хозяйственного общества, которое имеет в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного участника. Соответственно, и из ст. 19 Закона исключено положение о невозможности реорганизации хозяйственного общества, состоящего из одного участника, в форме выделения, в результате которой возникает иное хозяйственное общество, единственным участником которого будет являться реорганизуемое хозяйственное общество. С 27 апреля 2021 г. общества, состоящие из одного участника, уже смогут учреждать другие общества, в которых они будут являться единственным участником.

Из ст. 29 Закона исключен существовавший длительное время крайне нелогичный, создававший массу неудобств запрет на зачет денежных требований участника к хозяйственному обществу при внесении дополнительного вклада в уставный фонд.  Теперь установлено, что допускается зачет денежных требований к хозяйственному обществу при внесении дополнительных вкладов в уставный фонд (оплате акций дополнительного выпуска) в случаях, установленных частью четырнадцатой статьи 76 (в случае закрытого размещения акций среди акционеров и (или) кредиторов этого общества) и частью восьмой статьи 105 (по решению общего собрания участников ООО (ОДО), принятому всеми участниками единогласно).

Закон дополнен статьёй 29-1, устанавливающий возможность безвозмездного внесения участниками хозяйственного общества вкладов в это общество, не приводящих к увеличению уставного фонда общества и изменению размера долей (номинальной стоимости акций), в целях оказания финансово-экономической поддержки деятельности общества. Указанные вклады в имущество хозяйственного общества вносятся на основании договора, заключенного между участником и  обществом.

Однако, несмотря на потенциальную актуальность и практическую применимость этого нововведения, законотворческие органы не продумали последствий и не предусмотрели нюансов:   дело в том, что Налоговый кодекс на данный момент не содержит положений по освобождению подобных «вкладов» от налогообложения, поэтому налог с таких «вкладов» обществу заплатить придется (подп. 3.7. п. 3 ст. 174 НК). Причем  обществу-плательщику УСН придется уплатить с рыночной стоимости такого «вклада» (ч. 3 п. 8 ст. 328 НК)  налог при УСН по ставке не 5%, а все 16% (абз. 2 подп. 1.3. п. 1 ст. 329 НК).  Кроме того, такая «безвозмездная передача» для передающего участника (субъекта хозяйствования) будет являться реализацией (ст. 31 НК) с вытекающими из этого последствиями в виде необходимости уплаты НДС (подп. 1.1.3. п. 1. ст. 115 НК). Также нигде не отрегулированы налоговые последствия возврата обществом участнику такого «вклада» (а значит – возврат тоже станет объектом для налогообложения). В результате практический смысл от введения в Закон ст. 29-1 стремится к нулю.

Перечень аффилированных лиц хозяйственных обществ дополнен физическим лицом, являющимся заместителем (первым заместителем) директора (генерального директора) общества (ст. 56 Закона).  При этом из перечня аффилированных лиц исключены представители государства в органах управления хозяйственных обществ, доли в уставных фондах (акции) которых принадлежат Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам.

Установлен срок для уведомления аффилированными лицами общего собрания участников и (или) совета директоров (наблюдательного совета) общества об  информации об известных им совершаемых или предполагаемых сделках хозяйственного общества, в совершении которых они могут быть признаны заинтересованными (не позднее пяти дней с даты, когда им стала известна соответствующая информация) (ст. 56 Закона).

Конкретизирован порядок действий при слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании (ст. 16-20 Закона).

Уточнена информация, которую должно содержать уведомление о реорганизации юридического лица, направляемое обществом кредиторам при принятии решения о реорганизации (ст. 23 Закона).

Установлен срок (не позднее шести месяцев после окончания соответствующего финансового года), в течение которого общество обязано порядке уменьшить свой уставный фонд до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, в том случае, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов хозяйственного общества окажется менее уставного фонда  (ст. 28 Закона).

Также в новой редакции Закона детализирован порядок подготовки, созыва и проведения общих собраний участников общества, а также порядок осуществления полномочий и проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета). Уточнены условия совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью аффилированных лиц. Конкретизирован порядок и сроки предоставления участникам общества информации о делах общества. Уточнены условия, при которых суд может оставить в силе оспариваемое решение общего собрания участников.

Изменения положений об акционерных обществах

Отменено существовавшее ранее ограничение числа участников ЗАО (ранее оно не должно было превышать пятидесяти). Сейчас ст. 66 Закона установлено, что Уставом ЗАО может быть предусмотрено установление ограничения по количеству акционеров. В случае превышения количества акционеров ЗАО, предусмотренного уставом, ЗАО подлежит реорганизации или подлежит изменению вид акционерного общества в течение одного года, а по истечении этого срока ЗАО подлежит ликвидации в судебном порядке, если число участников не уменьшится до предела, установленного уставом.

Также статьей 66 Закона предусмотрена новая норма о том, что акционерное общество вправе по решению общего собрания акционеров, принятому большинством (не менее трех четвертей) голосов лиц, принявших участие в этом собрании, изменить вид акционерного общества (ранее изменить вид АО можно было только через процедуру реорганизации).

В статью 67 Закона внесён конкретный срок ликвидации акционерного общества в случае уменьшения стоимости чистых активов по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда.  Таковое решение о ликвидации акционерного общества должно быть принято не позднее шести месяцев после окончания соответствующего финансового года, если указанное основание ликвидации в течение указанного срока не отпало.

Уточнены права владельцев привилегированных акций АО, а также порядок голосования по вопросам, затрагивающим права владельцев привилегированных акций (ст. 71). Детализирован порядок обращения акций в ЗАО и порядок осуществления преимущественного права покупки акций ЗАО (ст. 73).

Сообразно внесенному в ст. 29 Закона разрешению на зачет денежных требований участника к хозяйственному обществу при внесении дополнительного вклада в уставный фонд, в статью 74 Закона внесены положения о том, что увеличение уставного фонда акционерного общества путем эмиссии акций дополнительного выпуска может осуществляться в том числе путем зачета денежных требований к этому акционерному обществу.

Введена дополнительная регламентация порядка эмиссии и размещения акций дополнительного выпуска АО (ст. 76), а также оснований и порядка выкупа акций АО (ст. 78), расширена компетенция совета директоров (наблюдательного совета) АО (ст. 85), уточнен порядок раскрытия информации об АО (ст. 88). Из ст. 90-1 исключено положение о том, что сторонами акционерного соглашения не могут быть все акционеры одновременно.

Изменения положений об обществах с ограниченной (дополнительной) ответственностью

Статьей 91 Закона установлен срок ликвидации общества с ограниченной ответственностью в случае если по результатам второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью станет равна нулю или приобретет отрицательное значение  Такое решение о ликвидации общества с ограниченной ответственностью должно быть принято не позднее шести месяцев после окончания соответствующего финансового года, если указанное основание ликвидации в течение указанного срока не отпало.

В статье 96 Закона конкретизирован срок выплаты распределенной прибыли (если уставом или решением общего собрания участников он не определен): данный срок теперь не должен превышать шестидесяти дней со дня принятия решения о распределении прибыли между участниками.

Статья 97 дополнена положениями, конкретизирующими порядок отчуждения участником общества с ограниченной ответственностью своей доли (части доли) в уставном фонде общества.

Закон дополнен ст. 102-1, предусматривающей возможность перехода доли (части доли) в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью к членам его органов управления и (или) работникам этого общества. Установлено, что  общество с ограниченной ответственностью вправе, если это предусмотрено уставом общества, по решению общего собрания его участников, принятому всеми участниками единогласно, безвозмездно передать либо продать членам совета директоров (наблюдательного совета), исполнительного органа и (или) работникам этого общества доли (части долей), приобретенные обществом в порядке, установленном статьей 99 Закона.

В статью 110 Закона включена норма, устанавливающая 20-дневный срок, в течение которого уполномоченный уставом орган управления общества с ограниченной ответственностью обязан заключить договор оказания аудиторских услуг на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов) общества, если проведения такого аудита требует участник общества  (в противном случае указанный участник вправе сам выступить заказчиком аудита).

 

В завершение следует отметить, что статьей 5 Закона «Об изменении законов по вопросам хозяйственных обществ»  от 5 января 2021 г.№ 95-З  для всех хозяйственных обществ предусмотрена необходимость после вступления в силу данного Закона (т.е. с 27 апреля 2021 года) при первом внесении изменений и (или) дополнений в свои уставы ‒ привести их в соответствие с данным Законом. До этого момента уставы хозяйственных обществ действуют в части, не противоречащей Закону.

Поэтому в случае, если после 26 апреля 2021 года у общества возникнет необходимость внесения изменений в устав (например, поменяется состав участников, изменится размер уставного фонда и т.п.) – то обществу необходимо будет приводить все положения устава в соответствие с множественными изменениями в Закон. Таковое изменение целесообразно производить посредством изложения устава общества в новой редакции.

Юридическое агентство Юлии Михайличенко готово предложить Вам квалифицированную помощь по внесению изменений в устав и приведению устава Вашего общества в соответствие с изменениями в Закон «О хозяйственных обществах».

 

Ю.А. Михайличенко

04.03.2021

 





Предыдущая страница Следующая страница
  • Новости
С 1 января 2021 г. отменяется единый налог на вмененный доход для СТО

Проектом закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь», одобренным в двух чтениях, с 1 января …

Об уменьшении арендной платы за землю

Витебским городским исполнительным комитетом 17 июня 2020 г. было принято …

До 27 декабря 2020 г. субъектам торговли необходимо внести изменения в торговый реестр

Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли № 59 от 15.09.2020 утверждена …

Как россиянину открыть ООО в Беларуси?

Самые распространенные в Беларуси формы ведения частного бизнеса – это …