С 2022 года вводятся ограничения по размещению рекламы
01 ноября 2021 года подписан Указ № 426 «О размещении (распространении) рекламы».
В соответствии с данным Указом, с 1 января 2022 г. планируется создание государственного информационного ресурса «Реестр рекламораспространителей». Полномочия на создание и ведение данного Реестра будут принадлежать Министерству антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ). Реестр будет размещен на официальном сайте МАРТ в открытом доступе.
Уже с 1 февраля 2022 года оказание услуг по размещению рекламы субъектом (рекламораспространителем), не включенным в реестр, будет являться незаконным, а оказание таких услуг будет запрещено.
Без включения в реестр можно будет оказывать только те услуги по размещению рекламы, которые перечислены в приложении к Указу № 426. В их число входят услуги по размещению (распространению):
— наружной рекламы;
— рекламы на транспортных средствах и внутри их салонов;
— рекламы посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной
электросвязи, электронной почты;
— рекламы в зданиях (помещениях, сооружениях), а также в местах проведения культурных, образовательных, спортивных, спортивно-массовых, туристических мероприятий, соревнований, конкурсов, выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий;
— рекламы на бумажном носителе, не относящемся к печатному средству массовой информации;
— рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет (в том числе с использованием рекламных сервисов), не связанные с размещением в сетевом издании;
— иной рекламы, определенные Советом Министров Республики Беларусь.
Включение сведений о рекламораспространителе в Реестр будет осуществляться на основании уведомления, направляемого рекламораспространителем в МАРТ.
МАРТ вправе будет принимать решение об исключении рекламораспространителя из Реестра в случаях:
— выявления нарушения рекламораспространителем законодательства о рекламе, о средствах массовой информации и невыполнения (ненадлежащего выполнения) рекламораспространителем требования (предписания) об устранении выявленного нарушения;
— поступления от рекламораспространителя уведомления об исключении из Реестра;
— иных случаях, установленных Советом Министров Республики Беларусь.
В случае, если субъект был исключен из Реестра в связи с выявлением нарушения законодательства о рекламе, заявление о повторном включении в Реестр может быть подано в МАРТ не ранее чем через 6 месяцев после принятия решения об исключении.
***
Имеется в Указе № 425 также и пункт 3, предназначенный «для служебного пользования» и потому неопубликованный, о содержании которого можно лишь гадать.
Фактически этим указом государство легализовало дополнительный рычаг давления на средства массовой информации (как «бумажные», так и сетевые), которые во многом содержатся именно за счет поступлений от оказания ими рекламных услуг. В любой момент МАРТ сможет исключить СМИ из Реестра рекламораспространителей, усмотрев якобы «нарушение законодательства о рекламе», и тем самым парализовать его деятельность (ведь работникам нужно платить зарплаты, а без поступлений от рекламы платить окажется нечем).
Кроме того, пока не ясно, заявительный ли будет принцип включения в реестр, или же МАРТ на каких-либо основаниях сможет отказать субъекту во включении в реестр. Быть может, именно об этом молчит пункт 3, который предназначен «для служебного пользования»?
Ю.А. Михайличенко
03.11.2021