Проверьте себя перед ликвидацией!

В процессе ликвидации юридического лица (прекращения деятельности ИП) проводятся комплексные проверки ликвидируемого субъекта налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), а также подразделением РУП «Белгосстрах».
Как подготовиться к таким проверкам, чтобы они прошли максимально «гладко» и не создали проблем при закрытии бизнеса? Об этом порталу MYFIN.BY рассказали юрист-лицензиат, профессиональный ликвидатор Юлия Михайличенко и налоговый консультант, руководитель бухгалтерской компании «Точный расчет» Александр Самсонов.

https://myfin-by.turbopages.org/turbo/myfin.by/s/stati/view/resili-zakryt-kompaniu-ili-ip-vot-kakie-proverki-vas-zdut

В какие сроки проводятся проверки при ликвидации?

Исходя из содержания пунктов 7-9 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом  от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о ликвидации), после подачи субъектом в регистрирующий орган заявления о ликвидации, регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов, представляет в налоговые, таможенные органы, органы ФСЗН, подразделение РУП «Белгосстрах» уведомление о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности ИП).

Далее в течение 30-ти рабочих дней со дня получения данного уведомления налоговые органы, органы ФСЗН, таможенные органы и РУП «Белгосстрах» должны представить в регистрирующий орган информацию о наличии (отсутствии) задолженности ликвидируемого субъекта по взимаемым данными органами платежам, то есть в течение этих 30-ти рабочих дней ими должна быть проведена и завершена проверка. Следует отметить, что на практике данный срок по различным причинам (зависящим как от самого субъекта, так и от проверяющих органов) не всегда соблюдается.

При чётко спланированных действиях со стороны ликвидируемого субъекта и благоприятном стечении обстоятельств ─ ликвидацию можно провести и завершить за 2,5 – 3 месяца.

Что сделать для того, чтобы проверки прошли безболезненно и ликвидация была проведена максимально быстро? В первую очередь надо уделить должное внимание предликвидационной подготовке.

Погашение кредиторской и дебиторской задолженности

Во-первых, следует еще до начала ликвидации принять меры по погашению кредиторской и дебиторской задолженности, чтобы из-за ее наличия не затянулся процесс ликвидации.

Нередко ликвидируемые юридические лица упускают из виду задолженность перед учредителями – к примеру, если учредители давали своему юрлицу займы. Если вы решили ликвидироваться, то необходимо погасить и этот вид задолженности, иначе налоговые органы начислят налог на суммы невозвращённых займов. Если на счете юрлица отсутствуют средства для возврата займов учредителям – существуют иные механизмы погашения такой задолженности, о которых вам могут рассказать профессиональные юристы (ликвидаторы) и бухгалтеры.

Увольнение работников

Во-вторых, до начала ликвидации желательно решить все вопросы, связанные с увольнением и расчетом работников, поскольку из-за не уволенного вовремя персонала процесс ликвидации может затянуться.

Если работник не был уволен заблаговременно по соглашению сторон, то он может потребовать увольнения его по п. 1 ст. 42 Трудового кодекса (т.е. в связи с ликвидацией нанимателя) – и это существенно затянет процесс ликвидации и потребует финансовых вложений.

При расторжении трудового договора в соответствии с п. 1 ст. 42 Трудового кодекса (т.е. в связи с ликвидацией) наниматель обязан не менее чем за 2 месяца до увольнения, если более продолжительные сроки не предусмотрены коллективным договором, соглашением, письменно предупредить работника о предстоящем увольнении (ч. 3 ст. 43 ТК). Наниматель вправе с согласия работника заменить предупреждение о предстоящем увольнении выплатой компенсации в размере двухмесячного среднего заработка. При этом, если инициатива в достижении такого соглашения исходит от нанимателя после предупреждения работника о предстоящем увольнении, компенсация выплачивается пропорционально времени, оставшемуся до окончания двухмесячного срока предупреждения (ч. 5 ст. 43 ТК).

Кроме того, при  увольнении работника в соответствии с п. 1 ст. 42 ТК, работнику должно быть дополнительно  выплачено выходное пособие в размере не менее трех среднемесячных заработков (ч. 3 ст. 48 ТК).

Таким образом, при увольнении по п. 1 ст. 42 ТК размер расходов нанимателя на каждого увольняемого в связи с ликвидацией работника может составить 5-кратный размер его среднемесячной зарплаты.

Разобраться с имуществом ликвидируемого субъекта

В третьих, ещё до начала ликвидации надо решить, что вы планируете сделать с товарными остатками, материалами, основными средствами и другим имуществом, ведь согласно п. 10 Положения о ликвидации осуществление операций по банковским счетам юридического лица (ИП), совершение им сделок, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещаются.

При ликвидации юрлица товарные остатки и иное имущество нужно либо распродать до начала ликвидации, либо по окончании ликвидации придется передать их учредителям (при этом с рыночной стоимости передаваемого учредителям имущества придется удержать и уплатить подоходный налог).

Чёткое планирование процесса и соблюдение сроков

В четвёртых – заблаговременно спланировать все этапы ликвидационных действий и соблюдать сроки, установленные законодательством и проверяющими органами: своевременно представлять проверяющим органам запрашиваемые ими для проверки документы (а иногда – инициативно поторопить их с проверкой), оперативно оплатить недоимки и штрафы, если таковые возникнут по итогам проверок, своевременно выполнить действия по сдаче в государственный архив документов по штатному составу, вовремя в процессе ликвидации сдавать налоговую и иную отчетность, промежуточный и ликвидационный балансы, а также сдать в регистрирующий орган документы для завершения процесса ликвидации.

Следует отметить, что если вы не можете представить запрошенные контролирующими органами документы для проверки ввиду их отсутствия  – то проверку будет провести невозможно, а следовательно — и завершить ликвидацию у вас не получится. Придется восстанавливать учетную и иную документацию, что выльется вам в весьма серьёзные затраты денег и времени.

Ну и самое главное – необходимо надлежащим образом вести бухгалтерский и налоговый учет, а также договорную, кадровую и прочую документацию. Причем делать это нужно с момента создания юридического лица (регистрации ИП) и на протяжении всего его существования! Тогда вы сможете избежать финансовых санкций и прочих неприятностей как в процессе своей деятельности, так и при ликвидации бизнеса.

Статьи

Подмена трудовых отношений: признаки и последствия

Нередко у юрлиц и ИП возникает желание минимизировать налоговую нагрузку ...

Вправе ли ИП заниматься репетиторством после 1 октября 2024 года?

В связи со вступлением в силу с 01 октября 2024 ...

Надо ли на договоре ставить печать?

Руководители юридических лиц часто спрашивают – нужна ли печать на ...

Медиация в уголовном деле

А знаете ли вы, что медиация возможна не только в ...

Репетиторство в сфере дополнительного образования — возможно ли?

В предыдущих материалах мы рассматривали вопрос об изменениях в деятельности ...

Заказать звонок