Изменения по рекламе в сети Интернет: реестр рекламораспространителей
В июле 2024 года вступает в силу ряд изменений в закон «О рекламе» (далее – Закон).
Изменениями предусмотрено, что услуги по размещению (распространению) рекламы вправе оказывать только рекламораспространители, включенные в Реестр рекламораспространителей (далее – Реестр).
Под рекламораспространителем подразумеваются юридические лица, ИП и просто граждане, осуществляющие размещение (распространение) рекламы в любой форме с помощью любых средств.
Без включения в Реестр можно оказывать только услуги по размещению (распространению):
— наружной рекламы;
— рекламы на транспортных средствах и внутри их салонов;
— рекламы посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты;
— рекламы в капитальных строениях (зданиях, сооружениях), а также в местах проведения культурных, образовательных, спортивных, спортивно-массовых, туристических мероприятий, соревнований, конкурсов, выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий;
— рекламы на бумажном носителе, не относящемся к печатному средству массовой информации;
— иной рекламы, определенные Советом Министров Республики Беларусь.
Ранее в данном перечне случаев была также «реклама, размещаемая в глобальной компьютерной сети Интернет (в том числе с использованием рекламных сервисов), не связанные с размещением в сетевом издании», однако с 12 июля 2024 года все субъекты, оказывающие услуги по размещению (распространению) рекламы в сети Интернет, должны включиться в Реестр.
В случае выявления нарушения рекламораспространителем законодательства о рекламе, о СМИ и невыполнения (ненадлежащего выполнения) рекламораспространителем требования (предписания) об устранении выявленного нарушения – субъект исключается из Реестра и не вправе оказывать рекламные услуги. В таком случае подать заявление о повторном включении в Реестр можно будет не ранее, чем через 6 месяцев.
Оказание услуг по размещению (распространению) рекламы рекламораспространителем, не включенным в Реестр, с 12 июля 2024 года будет являться незаконным и запрещенным.
Согласно п. 3 ст. 13.3 КоАП, осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, – влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин с конфискацией до 100% суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, на ИП – от 20 до 200 базовых величин с конфискацией до 100% суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, а на юридическое лицо – до 500 базовых величин с конфискацией до 100% суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.
Кроме того, согласно ст. 13.9 КоАП, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе – влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до двадцати пяти базовых величин, а на юридическое лицо – от двадцати до пятидесяти базовых величин.
Также согласно ст. 170 ГК, сделка, совершение которой запрещено законодательством, ничтожна. При наличии умысла у обеих сторон такой сделки – в случае исполнения сделки обеими сторонами – в доход Республики Беларусь взыскивается все полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой взыскивается в доход Республики Беларусь все полученное ею и все причитающееся с нее первой стороне (в возмещение полученного). При наличии умысла лишь у одной из сторон такой сделки все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей в возмещение исполненного взыскивается в доход Республики Беларусь.
Поскольку Реестр является общедоступным – можно предположить, что при проверке умысел будет предполагаться имеющимся у обеих сторон договора об оказании рекламных услуг, так как заказчик перед заключением договора имеет возможность проверить наличие исполнителя в Реестре. Если исполнитель отсутствует в реестре – заказчик не вправе заключать с ним договор и оплачивать рекламные услуги.
***********
Во избежание нарушения новых требований Закона «О рекламе» – все субъектам (и юрлицам, и ИП, и физлицам), оказывающим услуги по размещению рекламы в сети Интернет, следует заранее – до вступления в силу изменений – включиться в Реестр рекламораспространителей.
Если Вам потребуется помощь по подготовке документов для включения в Реестр – обращайтесь!
Ю.А. Михайличенко
13.01.2024