Введен новый налоговый сбор за размещение (распространение) рекламы
С 01 мая 2022 г. вступает в силу Указ № 131 от 31 марта 2022 г. «О развитии средств массовой информации». Согласно данному Указу, юридические лица и ИП, зарегистрированные в Республике Беларусь, которые являются рекламодателями, будут обязаны уплачивать государству сбор за размещение (распространение) рекламы.
Ставка данного сбора составляет:
— 10 % от стоимости оказанных рекламных услуг (без НДС) ‒ при размещении наружной рекламы, рекламы на транспортных средствах, в том числе внутри салонов транспорта общего пользования;
— 20 % от стоимости оказанных рекламных услуг (без НДС) ‒ во всех остальных случаях (размещение рекламы в сети Интернет, в печатных изданиях и др.)
Отчетным периодом для исчисления и уплаты сбора является календарный квартал. Расчет сбора предоставляется в ИМНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Перечисление сбора в республиканский бюджет производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Средства, полученные государством от взимания данного сбора, в полном объеме будут направляться на финансирование государственных СМИ.
В первую очередь данное нововведение коснется рекламодателей (т.е. лиц, заказывающих услуги по размещению рекламы), поскольку именно на них возлагается обязанность по уплате данного сбора.
Однако есть нюанс и для рекламораспространителей (т.е. для лиц, оказывающих рекламные услуги рекламодателям): согласно п.2.5. Указа № 131, «договор, предусматривающий оказание услуг по размещению (распространению) рекламы, должен содержать стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы. Оказание услуг по размещению (распространению) рекламы без соблюдения требования к договору, установленного в части второй настоящего подпункта, является незаконным и запрещается».
Таким образом, Указом № 131 введено новое требование к заключаемым договорам на оказание рекламных услуг: договор должен теперь содержать конкретную сумму рекламных услуг.
В случае, если стороны не определили в договоре стоимость рекламных услуг, то для лица, оказывающего рекламные услуги (рекламораспространителя), это будет являться нарушением: его деятельность будет являться незаконной и запрещенной. В результате лицо, оказывающее рекламные услуги, будет привлечено к административной ответственности по п. 3 ст. 13.3 КоАП: для ИП – штраф от 20 до 200 базовых величин с конфискацией до 100% суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, а для юридического лица – штраф до 500 базовых величин с конфискацией до 100% суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.
Кроме того, если рекламораспространитель размещает рекламу иностранного рекламодателя (т.е согласно Указа № 131 выполняет функцию рекламного агентства), то плательщиком сбора с данной сделки становится рекламораспространитель.
______________________________________
Пунктом 2.2. Указа 131 предусмотрено, что не уплачивают данный сбор:
— организации, использующие труд инвалидов, если численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 30% численности работников в среднем за этот же период;
— исправительные учреждения и республиканские унитарные производственные
предприятия Департамента исполнения наказаний МВД.
Согласно п. 2.4. Указа № 131, не признается объектом обложения сбором размещение (распространение) рекламы:
— социальной;
— мероприятий, в число организаторов которых входят государственные органы;
— размещаемой на досках объявлений;
— размещаемой в зданиях (помещениях, сооружениях);
— на официальных интернет-сайтах и иных интернет-ресурсах республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов и государственных организаций, а также в СМИ, редакциями которых являются государственные органы и государственные организации;
— оказываемой в виде поддержки организациям физической культуры и спорта;
— предоставленной рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламным агентством (за исключением рекламы деятельности или услуг рекламного агентства либо объект рекламирования которой определен рекламным агентством; а также деятельности или товаров (продукции, работ, услуг) иностранного рекламодателя либо объект рекламирования и (или) содержание которой определены иностранным рекламодателем).
Ю.А. Михайличенко
03.04.2022