Досудебная претензия: как правильно составить и предъявить?

Для того, чтобы обратиться в суд за защитой своих прав, в ряде случаев необходимо до обращения в суд самостоятельно предпринять меры по досудебному порядку урегулирования спора.

Рассмотрим, в каких случаях принятие таких мер является обязательным и как эти меры следует реализовать.

Согласно положений части 1 пункта 2 ст. 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), законодательством или договором может быть предусмотрена необходимость урегулирования спора между сторонами до обращения в суд.

Частью 2 пункта 2 ст. 10 ГК установлено, что до обращения в суд с иском по спорам между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями обязательными являются предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора) либо применение медиации, если иное не установлено законодательством или договором.

Таким образом, меры досудебного урегулирования являются обязательными в следующих случаях:

1) если необходимость применения таковых  мер предусмотрена заключенным между сторонами договором;

2) если сторонами спора являются юридические лица и/или индивидуальные предприниматели (за исключением случая, если заключенным между ними договором исключена необходимость применения таковых мер);

3) если для конкретной категории спора законодательством установлена необходимость принятия таковых мер (независимо от субъектного состава сторон и содержания договора).

Наиболее часто применимой мерой досудебного урегулирования спора является предъявление претензии.

Однако при подготовке и направлении претензии субъекты часто допускают ошибки, влекущие оставление судом искового заявления без рассмотрения в связи с «несоблюдением претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком» (абз. 5 ст. 151 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК).

Данные ошибки можно условно разделить на две основные группы:

а) несоблюдение требований к содержанию и оформлению претензии;

б) направление претензии способом, при котором отсутствует фиксация факта предъявления претензии.

Перечень требований, которым должна соответствовать претензия, установлен приложением к ХПК. В претензии обязательно должны быть указаны следующие сведения:

— ФИО (наименование) заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется, их место жительства (место нахождения);

— дата предъявления претензии;

— обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;

— доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

— требования заявителя претензии со ссылкой на нормы законодательства;

— сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;

— банковские реквизиты заявителя претензии (при их наличии);

— перечень документов, прилагаемых к претензии.

Обратите внимание, что в претензии должны быть четко оговорены все Ваши требования. К примеру, если Вы в претензии заявили только требование об оплате суммы основного долга за поставленный товар, но не потребовали уплаты пени и процентов за просрочку оплаты, то и в суд вы сможете заявить только требование об оплате только суммы основного долга, так как по пене и процентам вы не соблюли претензионный порядок (не заявили в претензии требование об их оплате).

То же самое касается и случая, если о пене и процентах вы в претензии упомянули лишь косвенно, например, таким образом: «если не оплатите долг, то мы потребуем в суде оплаты пени и процентов».  При такой формулировке претензионный порядок по пене и процентам также является не соблюдённым, поскольку прямого требования об уплате пени и процентов указанная формулировка не содержит.

К претензии прилагаются копии документов, обосновывающие и подтверждающие предъявленные требования, либо выписки из них, если таковые  отсутствуют у получателя претензии.

Претензия должна быть подписана заявителем претензии или его уполномоченным представителем и направлена получателю претензии заказной корреспонденцией с обратным уведомлением либо вручена под роспись.

Если направление претензии производится заказной корреспонденцией с обратным уведомлением, то отправителю необходимо будет получить и сохранить почтовое уведомление о вручении претензии, так как именно оно будет являться доказательством вручения претензии.

Если же почтовое уведомление утеряно, но у вас сохранилась почтовая (курьерская) квитанция с трек-номером отправления и адресом доставки корреспонденции, то данная квитанция в совокупности с распечаткой трекинга с сайта почтовой (курьерской) организации также будет являться доказательством факта вручения претензии.

Если вручение производится под роспись, то следует обратить внимание на наличие полномочий у лица, которому вы вручаете претензию. Если претензию получает не лично руководитель юридического лица (не лично сам ИП), а, например, его работник или родственник, то необходимо потребовать у него предоставления Вам заверенной копии доверенности, подтверждающей право получения претензии, адресованной юрлицу (ИП). В противном случае вручение претензии данному лицу не является вручением претензии юрлицу (ИП). Однако если юрлицо (ИП) даст на эту претензию письменный ответ со ссылкой на реквизиты претензии, то это будет являться подтверждением того, что юрлицо (ИП) приняли претензию к рассмотрению, и претензионный порядок будет являться соблюденным.

По общему правилу срок для рассмотрения претензии и направления на нее ответа – один месяц со дня ее получения (если иной срок не установлен законодательством или договором).

В случае, если адресат не предоставил в данный срок ответ на претензию (т.е. проигнорировал ее) – это не препятствует обращению в суд.

Также не препятствует обращению в суд и тот факт, что адресат отказался получать претензию либо не явился на почту за получением заказной корреспонденции. В этом случае соблюдение претензионного порядка доказывается суду посредством предъявления конверта с соответствующими почтовыми отметками (либо его заверенной копии).

В заключение следует отметить, что при составлении и направлении претензии необходимо учесть целый ряд нюансов, которые имеют решающее значение как при предъявлении в суд требований в порядке искового производства, так и в случае использования претензии как способа доказывания признания (неоспаривания) получателем претензии требований, заявленных в порядке приказного производства.

Если Вам необходима помощь в подготовке досудебной претензии либо подготовке документов в суд – вы всегда можете обратиться к нам!

 

Ю.А. Михайличенко

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 11.11.2021

 

Статьи

«Бестоварные» сделки: признаки и последствия

Статья 33 Налогового кодекса Республики Беларусь предусматривает, что налоговая база ...

Дробление бизнеса: признаки и последствия

В последнее время контролирующими и иными органами нередко практикуется привлечение ...

Подмена трудовых отношений: признаки и последствия

Нередко у юрлиц и ИП возникает желание минимизировать налоговую нагрузку ...

Вправе ли ИП заниматься репетиторством после 1 октября 2024 года?

В связи со вступлением в силу с 01 октября 2024 ...

Надо ли на договоре ставить печать?

Руководители юридических лиц часто спрашивают – нужна ли печать на ...

Заказать звонок