Дарение в пользу организации: как оформить, чтобы подарок не оказался взяткой
Получение юридическим лицом материальных ценностей от иного юридического либо физического лица может привести к неоднозначной ситуации, в которой действия представителя принимающей дар организации могут быть квалифицированы как получение взятки, а действия дарителя – как дача взятки. Наиболее остро стоит эта проблема в отношении должностных лиц бюджетных организаций (государственные учреждения образования, здравоохранения, науки и культуры, социальные и др.), поскольку их деятельность в рамках выполнения должностных обязанностей нередко связана с организационно-распорядительными, административно-хозяйственными и иными подобными функциями, а также с совершением юридически значимых действий, которые могут входить в сферу интересов недобросовестных лиц, готовых заплатить должностному лицу в целях благоприятного решения личных вопросов.
В каких случаях действия сторон правоотношения даритель – одаряемый могут повлечь уголовную ответственность? Каким образом должны строиться отношения дарителя и одаряемого (в частности, бюджетной организации), чтобы дар не был квалифицирован как взятка? Обратимся к Уголовному кодексу Республики Беларусь (далее – УК).
Правовая сущность понятия «взятка»
В соответствии с п. 1 ст. 430 УК под понятием «получение взятки» подразумевается принятие должностным лицом для себя или для своих близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий.
Как следует из содержания данной нормы, для квалификации действий лица как получение взятки необходимо наличие следующих составляющих:
1) Лицо, получающее взятку, должно иметь статус должностного лица. Исходя из положений п. 4 ст. 4 УК, под должностными лицами понимаются представители власти и государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе; представители общественности, наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия; лица, занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий; должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов. Работники предприятий, учреждений, организаций, которые наряду с выполнением своих профессиональных функций по специальному полномочию выполняют обязанности должностного лица, также могут являться субъектами преступления, предусмотренного ст. 430 УК.
2) Предмет взятки должен приниматься взяткополучателем для себя (т.е. в личных интересах) или в интересах его близких. К понятию «близкие» согласно п. 2 ст. 4 УК относятся близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруг (супруга) либо те же родственники в отношении супруга взяткополучателя) и члены семьи (в круг членов семьи включены близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные лица, проживающие совместно и ведущие общее хозяйство с взяткополучателем), а также иные лица, которых взяткополучатель обоснованно признает своими близкими.
3) Предметом взятки должны являться материальные ценности (вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права) или какие-либо выгоды имущественного характера (оказание услуг на безвозмездной основе либо на льготных основаниях, освобождение от имущественной обязанности и др.)
4) Предмет взятки должен предоставляться взяткополучателю исключительно в связи с занимаемым им должностным положением. Это означает, что передача взятки должна быть обусловлена тем, что взяткополучатель в обмен совершит в интересах взяткодателя или представляемых им лиц действие либо бездействие, возможность совершения которого напрямую связана с компетенцией данного должностного лица и/или может совершаться им с использованием служебных полномочий.
Без наличия в совокупности вышеуказанных критериев в действиях лица, получающего материальные ценности или выгоды имущественного характера, будет отсутствовать состав преступления, предусмотренного ст. 430 УК.
Существует расхожее мнение, что если материальные ценности или выгоды имущественного характера предоставляются должностному лицу не перед совершением им определенного действия или бездействия в интересах взяткодателя, а постфактум, то это является не взяткой, а благодарностью. Однако это мнение ошибочно, поскольку законодательство не придает значения последовательности действий в данной ситуации. Согласно положений абз. 2 п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 июня 2003 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве», ответственность за взяточничество наступает независимо от времени передачи взятки: до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц.
Немаловажен тот факт, что уголовное законодательство не придает значения и размеру взятки при квалификации деяний по ст. 430 УК. Однако при вынесении приговора виновному лицу суд вправе учесть незначительный размер предмета взятки и назначить наказание в минимальном размере, предусмотренном соответствующей статьей УК. Кроме того, при наличии оснований, предусмотренных ст. 70 УК, суд вправе назначить наказание ниже низшего предела или даже не привлекать лицо к уголовной ответственности – в случае признания деяния малозначительным, поскольку согласно п. 4 ст. 11 УК не являются преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки уголовно наказуемого деяния, но в силу малозначительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению (к примеру, если предметом взятки является плитка шоколада за решение должностным лицом несущественного вопроса). Малозначительным признается деяние, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам. Такое деяние может повлечь применение мер административного или дисциплинарного взыскания.
УК предусматривает также и смежные составы преступлений – дача взятки (ст. 431 УК), посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК), а также сходные составы – получение незаконного вознаграждения (ст. 433 УК), субъектом которого является работник государственного органа либо иной государственной организации, не имеющий статуса должностного лица; коммерческий подкуп (ст. 252 УК), субъектом которого является работник индивидуального предпринимателя или юридического лица, не имеющий статуса должностного лица, и др.
Следует отметить, что субъектами данных преступлений (как и любых других уголовно наказуемых деяний) могут быть только физические лица, поскольку уголовное законодательство Республики Беларусь не предусматривает института уголовной ответственности юридического лица, в том числе бюджетной организации.
Правовая сущность понятий «дарение» и «пожертвование»
Главой 32 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) предусмотрен такой вид гражданско-правовой сделки, как дарение, сущность которой заключается в том, что одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность, либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу, либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (ч. 1 п. 1 ст. 543 ГК). При этом обязательным критерием договора дарения является отсутствие встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства (ч. 2 п. 1 ст. 543 ГК).
В соответствии с ч. 1 ст. 546 ГК, не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает установленного законодательством пятикратного размера базовой величины:
— от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, – их законными представителями;
— работникам лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений – гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
— в отношениях между коммерческими организациями.
В ч. 2 ст. 546 ГК оговорено, что законодательными актами могут быть установлены иные запреты дарения государственным должностным или приравненным к ним лицам либо иностранным должностным лицам в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, чем предусмотренные настоящей статьей. В частности, согласно положений абз. 7 ч. 1 ст. 21 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 165-З «О борьбе с коррупцией», принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков) или другой выгоды в виде услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, является коррупционным правонарушением. Однако при этом в законодательстве отсутствует трактовка понятия «сувенир» и не определена его максимальная стоимость, при превышении которой предмет не может являться сувениром. Очевидно, что эта норма нуждается в более детальном разъяснении на законодательном уровне.
Гражданское законодательство предусматривает возможность заключения договора дарения как в письменной, так и в устной форме. По общему правилу согласно п. 1 ст. 545 ГК дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому (посредством его вручения, символической передачи (вручение ключей и т.п.) либо вручения правоустанавливающих документов), может быть совершено устно. Обязательная письменная форма договора дарения в соответствии с п. 2 ст. 545 ГК требуется в случаях, когда:
— дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает более чем в пять раз установленный законодательством размер базовой величины;
— договор содержит обещание дарения в будущем.
Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (п. 3 ст. 545 ГК).
Разновидностью дарения является пожертвование, которым признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Исходя из положений ч. 2 п. 1 ст. 553 ГК, в качестве получателей пожертвования могут выступать граждане, лечебные, воспитательные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения, благотворительные, научные и учебные учреждения, фонды, музеи и другие учреждения культуры, общественные, религиозные и иные некоммерческие организации, а также Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы.
Согласно требований ч. 1 п. 3 ст. 553 ГК, пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества. При этом юридическое лицо (в том числе бюджетная организация), принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (ч. 2 п. 3 ст. 553 ГК).
Особенности предоставления безвозмездной (спонсорской помощи) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
Отношения по предоставлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь безвозмездной (спонсорской) помощи бюджетным и иным организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам Республики Беларусь в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности урегулированы Указом Президента Республики Беларусь от 01 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее – Указ). По своей правовой сущности предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи аналогично понятию «дарение», определение которого приведено в п. 1 ст. 543 ГК, однако при этом Указом предусмотрен ряд особенностей осуществления данной операции.
Согласно требований ч. 1 п. 2 Указа, безвозмездная (спонсорская) помощь может предоставляться организациям, индивидуальным предпринимателям и иным физическим лицам в целях:
— создания и укрепления материально-технической базы;
— приобретения сельскохозяйственной техники и (или) запасных частей к ней, горюче-смазочных материалов, семян, удобрений, средств защиты растений, иных товаров (имущества), работ, услуг, связанных с сельскохозяйственным производством, а также поддержки мероприятий по выполнению государственных программ по возрождению и развитию села;
— поддержки олимпийского и паралимпийского движений Беларуси, игровых видов спорта, проведения организациями физической культуры и спорта, профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, спортивных мероприятий и участия в них, в том числе подготовки спортсменов (их команд), строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений;
— охраны историко-культурного наследия, развития библиотечного и музейного дела, кинематографии, изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, музыкального, театрального, хореографического, эстрадного, циркового и иных видов искусств (включая создание новых произведений, подготовку концертных программ, постановку спектаклей, проведение выставок), а также развития и поддержки народного творчества, народных промыслов (ремесел), образования в области культуры, проведения культурно-зрелищных мероприятий отечественными коллективами художественного творчества и исполнителями;
— приобретения организациями здравоохранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь, содействия деятельности в области охраны здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни;
— проведения олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров, соревнований, иных мероприятий, организуемых по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома;
— выпуска учебных изданий и средств обучения, организации питания учащихся и воспитанников учреждений образования;
— поддержки организаций, осуществляющих социальную защиту населения, оказывающих социальную помощь малообеспеченным гражданам, гражданам, нуждающимся в поддержке государства, лицам, которые в силу своих физических особенностей, особенностей психофизического развития и иных обстоятельств не могут самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы (одиноким пожилым гражданам, инвалидам, ветеранам войны и труда, многодетным и неполным семьям, детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, другим категориям граждан, определенным законодательством);
— поддержки зарегистрированных в установленном порядке в Республике Беларусь религиозных организаций;
— ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— проведения научных исследований в рамках государственных научно-исследовательских программ;
— развития особо охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы).
Предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи на иные цели, может осуществляться исключительно по решению Президента Республики Беларусь или с его согласия (ч. 3 п. 2 Указа).
В абз. 3 п. 4 Указа особо оговорено, что запрещается использование безвозмездной (спонсорской) помощи, в частности, должностными лицами организаций – получателей помощи в личных целях, для приобретения служебных легковых автомобилей, проведения ремонта служебных помещений непроизводственного назначения.
При предоставлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь безвозмездной (спонсорской) помощи заключается договор, в котором должен быть предусмотрен ряд существенных условий, оговоренных в ч. 1 п. 5 Указа. Примерная форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июля 2005 г. № 779 «Об утверждении примерной формы договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи».
В соответствии с требованиями п. 6 Указа, организации и индивидуальные предприниматели, принимающие безвозмездную (спонсорскую) помощь, представляют спонсору отчет в произвольной форме о ее целевом использовании. Юридические лица обязаны вести учет всех операций по использованию полученной безвозмездной (спонсорской) помощи (п. 7 Указа) и в установленном порядке представлять государственную статистическую отчетность об оказанной безвозмездной (спонсорской) помощи (п. 12 Указа).
Следует отметить наличие определенной коллизии между нормами гл. 32 ГК (о договоре дарения) и положениями Указа. В частности, ч. 1 ст. 546 ГК запрещает дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает установленного законодательством пятикратного размера базовой величины, в отношениях между коммерческими организациями, в то время как Указ разрешает оказание безвозмездной (спонсорской) помощи в отношениях между любыми организациями, в т.ч. между коммерческими. Кроме того, п. 2 ст. 545 ГК допускает заключение договора дарения, исполняемого при его заключении, в устной форме, если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара не превышает пяти базовых величин, а Указ в отличие от ГК требует обязательной письменной формы договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи независимо от суммы такой помощи. Также согласно положений ч. 1 п. 1 Указа в понятие безвозмездной (спонсорской) помощи включаются также и безвозмездное выполнение работ и услуг, в то время как предметом дарения исходя из ч. 1 п. 1 ст. 543 ГК они быть не могут.
При разрешении данной коллизии необходимо исходить из положений ч. 3 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее – Закон), согласно которой в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. В связи с тем, что исходя из положений ч. 4 ст. 2 Закона ГК является кодифицированным законом, в правоотношениях по передаче юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь безвозмездной (спонсорской) помощи бюджетным и иным организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам, следует руководствоваться нормами Указа.
Особенности получения и использования иностранной безвозмездной помощи
Специальному правовому регулированию подлежат правоотношения по предоставлению и использованию безвозмездной помощи (в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), безвозмездно передаваемых в пользование, владение, распоряжение), предоставляемой организациям (в том числе бюджетным) и физическим лицам Республики Беларусь иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, а также лицами без гражданства и анонимными жертвователями.
В соответствии с подп. 1.2. п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2003 г. № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» (далее – Декрет), иностранная безвозмездная помощь подлежит регистрации получателем данной помощи в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь. Документом, подтверждающим регистрацию иностранной безвозмездной помощи, является удостоверение, выдаваемое Департаментом по форме, утверждаемой Управлением делами Президента Республики Беларусь. Использование иностранной безвозмездной помощи, подлежащей регистрации, до получения удостоверения запрещается. Согласно ч. 1 п. 2 Декрета, иностранная безвозмездная помощь, полученная наличными денежными средствами, в том числе в иностранной валюте, подлежит внесению получателями на счета в банках Республики Беларусь в течение 5 банковских дней со дня ее получения или ввоза на территорию Республики Беларусь.
В ч. 1 п. 4 Декрета установлен ограниченный перечень целей, в которых может использоваться иностранная безвозмездная помощь:
— ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— проведение научных исследований, разработок, обучения, а также реализация научно-исследовательских программ;
— содействие охране, восстановлению, созданию историко-культурных ценностей, развитию природоохранных заповедников;
— оказание медицинской помощи;
— оказание социальной помощи малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским и приемным семьям, а также гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, нуждаемость в технических средствах социальной реабилитации, стихийные бедствия, катастрофы, пожары и другие обстоятельства), объективно нарушающей их нормальную жизнедеятельность;
— достижение иных целей, определяемых Управлением делами Президента Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Частью 2 подп. 1.1. Декрета предусмотрено, что действие Декрета не распространяется на международную техническую помощь и иные виды иностранной безвозмездной помощи, предоставляемой по проектам и программам, одобренным Президентом Республики Беларусь, а также в соответствии с действующими для Республики Беларусь межгосударственными договорами, а также не затрагивает прав иностранных граждан, которым в соответствии с нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, предоставлены равные с гражданами Республики Беларусь права в области гражданских отношений. К категории таких граждан относятся граждане Российской Федерации на основании Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан (ратифицирован Законом Республики Беларусь от 17 февраля 1999 г. «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан»).
Порядок принятия и оформления подарка, передаваемого дарителем в пользу организации
Как следует из вышеизложенного, во избежание двусмысленной ситуации, при которой дарение в пользу бюджетной или иной организации может быть рассмотрено правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние, должен быть соблюден ряд правил.
В первую очередь в действиях должностного лица, принимающего дар в пользу организации, и в действиях лица, дающего дар, должны отсутствовать признаки преступлений, предусмотренных ст. 430 УК (получение взятки) и 431 УК (дача взятки).
В частности, должностное лицо, принимающее дар, не должно совершать в интересах дарителя или представляемых им лиц ответных действий (бездействия), связанных с покровительством или попустительством по службе, благоприятным решением вопросов, входящих в его компетенцию, а также иных действий, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий, если между такими действиями должностного лица и фактом принятия им дара имеется непосредственная взаимосвязь.
Дар, передаваемый организации, не должен использоваться должностным лицом в личных интересах или в интересах его близких. Даже если должностное лицо не совершало в интересах дарителя или представляемых им лиц ответных действий (бездействия), обусловленных получением дара, но при этом оно использовало дар не в интересах организации, а в своих личных интересах, то действия должностного лица могут быть в зависимости от обстоятельств квалифицированы по ст. 210 УК (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями), 211 УК (присвоение либо растрата) и др.
В случае, если дар в пользу организации принимает работник государственного органа либо иной государственной организации, не являющийся должностным лицом, то во избежание квалификации его действий по ст. 433 УК (принятие незаконного вознаграждения) в действиях работника не должен присутствовать признак совершения им в пределах его служебных полномочий (трудовых обязанностей) ответных действий (бездействий) в пользу лица, предоставляющего дар, совершаемых непосредственно в связи с принятием им дара. Кроме того, во избежание квалификации действий работника по ст. 211 УК (присвоение либо растрата), дар в пользу организации не должен использоваться работником в его личных интересах.
Дарение, сопровождаемое передачей дара (посредством его вручения, символической передачи (вручение ключей и т.п.) либо вручения правоустанавливающих документов) в пользу организации от физического лица, не выступающего в данном правоотношении в качестве индивидуального предпринимателя, может быть совершено в устной форме (ч. 1 п. 1 ст. 545 ГК), но тем не менее предмет дара должен быть принят организацией на бухгалтерский учет.
В случае получения организацией, указанной в ч. 2 п. 1 ст. 553 ГК, от физического лица, не выступающего в данном правоотношении в качестве индивидуального предпринимателя, такой разновидности дара, как пожертвование (дарение вещи или права в общеполезных целях), организация, принимающая пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должна также вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (ч. 2 п. 3 ст. 553 ГК).
При принятии организацией дара от юридического лица или индивидуального предпринимателя должны выполняться требования Указа Президента Республики Беларусь от 01 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи». В частности, дар (безвозмездная (спонсорская) помощь) должен предоставляться и использоваться лишь на цели, предусмотренные в ч. 1 п. 2 Указа, а также должны выполняться все иные требования Указа к порядку использования безвозмездной (спонсорской) помощи.
Правоотношения по предоставлению и принятию безвозмездной (спонсорской) помощи независимо от ее суммы должны быть оформлены посредство заключения письменного договора, предусматривающего ряд существенных условий, указанных в ч. 1 п. 5 Указа.
Кроме того, организация должна вести учет всех операций по использованию полученной безвозмездной (спонсорской) помощи (п. 7 Указа), представлять государственную статистическую отчетность об оказанной безвозмездной (спонсорской) помощи (п. 12 Указа) и представлять спонсору отчет в произвольной форме о ее целевом использовании в соответствии с п. 6 Указа.
В случае, если дар предоставляется организации иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, а также лицами без гражданства и анонимными жертвователями и подпадает под понятие «иностранная безвозмездная помощь» согласно Декрета Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2003 г. № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи», то такой дар подлежит регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь. Кроме того, в данной ситуации организацией должны выполняться все иные требования Декрета к порядку получения и использования иностранной безвозмездной помощи.
Ю.А. Михайличенко
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 29.05.2012 г.