Как правильно оплачивать долги при ликвидации

В одном из прошлых материалов мы разобрали, какой способ НЕ подходит для погашения долгов при ликвидации юридического лица. А сейчас давайте разберем, как же все-таки правильно будет это сделать.

Итак, вы имеете следующую ситуацию: нужно ликвидировать юридическое лицо, имеющее задолженность перед кредиторами. Причём юрлицо и хотело бы оплатить долги, однако собственных средств на оплату долгов у него нет. А непогашенная кредиторская задолженность при ликвидации согласно п. 3.10. ст. 174 Налогового кодекса рассматривается как объект налогообложения (внереализационный доход) – то есть на сумму неоплаченного долга юрлицу придется заплатить налоги.

Каким образом дать юрлицу денег, чтобы не создать новую задолженность, не спровоцировать проблемы с налоговыми органами, и при этом раздать долги?

Правильный способ такой: учредители (участники) юрлица принимают решение об увеличении уставного фонда за счет дополнительных денежных вкладов, после чего вносят денежные вклады на расчетный счет или в кассу юрлица и регистрируют соответствующие изменения в устав. Далее из этих денежных средств юрлицо производит погашение задолженности перед кредиторами.

При этом вклады в уставный фонд (в размерах, указанных в уставе) не облагаются налогами (п. 6 ст. 167, п. 2.3. ст. 328, п. 2.5. ст. 349 Налогового кодекса).

Важный момент: принятие решения об увеличении уставного фонда, внесение денежных средств в уставный фонд и (обязательно!) регистрацию соответствующих изменений в устав необходимо сделать именно ДО начала процесса ликвидации.  Если вы не произведете регистрацию изменений в устав ДО начала процесса ликвидации, то в процессе ликвидации сделать регистрацию будет технически невозможно – регистрирующий орган откажет в регистрационном действии.   А при отсутствии регистрации изменений в устав (п. 4 ст. 48 ГК) налоговые органы вправе посчитать поступление денег от учредителей не вкладом в уставный фонд, а внереализационным доходом (и, соответственно, обложить его налогами).

Поэтому для того, чтобы избежать последствий в виде доначисления налогов на непогашенные долги и неправильно оформленные вклады – необходимо точное и последовательное выполнение всех  этапов процедуры увеличения уставного фонда.

Если Вам нужна помощь в этом вопросе – обращайтесь: мы подготовим все необходимые документы и представим изменения в устав на государственную регистрацию, после чего вы сможете беспрепятственно оплатить долги и тем самым подготовиться к процессу ликвидации.

*****

Ю.А. Михайличенко

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 16.09.2025

 

Статьи

Самозанятый психолог: миф или реальность?

В последнее время участились обращения от лиц, желающих заняться услугами ...

Можно ли «совмещать» репетиторство и обучающие курсы для взрослых?

В последнее время сразу от нескольких лиц нам поступили вопросы ...

НПД при сдаче недвижимости в аренду: «подводные камни»

Нередко у учредителей юридических лиц имеется необходимость сдать в аренду ...

Можно ли вести бухучет без бухгалтера?

Нередко начинающие владельцы небольших фирм задаются вопросом – а можно ...

Вклад в имущество общества: нюансы правоприменения

В 2021 году в Закон «О хозяйственных обществах» была внесена ...

Заказать звонок