Юрлицо или ИП: как изменения налогового законодательства влияют на выбор формы ведения бизнеса
С 01 января 2024 года вступил в силу ряд изменений в Налоговый кодекс (далее – НК), оказавших влияние на структуру малого бизнеса в Республике Беларусь. Как именно? Об этом порталу MYFIN.BY рассказали юрист-лицензиат Юлия Михайличенко и директор бухгалтерской компании «Точный расчет» Александр Самсонов.
Изначально планировалось, что для ИП с 2024 года введут ограниченный перечень видов деятельности, в связи с чем основная масса ИП была бы вынуждена прекратить деятельность или зарегистрировать юридические лица. Однако в последних изменениях в налоговое законодательство этот инструмент применен не был.
Тем не менее в НК был внесен рад корректировок, которые простимулировали ИП к открытию юридических лиц.
Изменения для ИП − плательщиков НДС
С 01 января с 2024 года ИП были исключены из плательщиков НДС, и в связи с этим ИП, которые занимались оптовой торговлей или иными видами деятельности, специфика которых предполагала необходимость быть плательщиками НДС, были вынуждены в срочном порядке регистрировать юридические лица, чтобы иметь возможность продолжить работать с уплатой НДС. Основной массой таких юридических лиц стали частные унитарные предприятия или ООО с одним учредителем. Нередко учредители в таких юридических лицах являются их единственными работниками (директорами).
Изменения для ИП − плательщиков подоходного налога
Ставка подоходного налога для ИП осталась с прошлого года неизменной (20%), однако введено новое ограничение: если у ИП доходы от предпринимательской деятельности с начала календарного года превысят 500 000 бел. руб., то ставка подоходного налога для такого ИП составит 30%, причем по повышенной ставке придется обложить все доходы ИП, полученные им с начала года (ч. 2 п. 3 ст. 214 НК).
При этом данный ИП не вправе будет работать как ИП с 1 января года, следующего за годом, в котором образовалось такое превышение: предпринимательская деятельность со следующего года будет является для него незаконной (ст. 3 Закона от 27.12.2023 г. № 327-З). В описанной ситуации для продолжения работы ему придется к следующему году зарегистрировать юридическое лицо и продолжать деятельность в статусе юридического лица.
Проблемные вопросы
Уже сейчас у многих ИП, открывших юридическое лицо, возникают вопросы:
— не будет ли то, что у меня зарегистрировано и ИП, и юридическое лицо, рассматриваться контролирующими органами как минимизация налогов из-за того, что я как юрлицо занимаюсь оптовой торговлей с НДС, а как ИП – розничной торговлей без НДС? Не будет ли параллельное наличие ИП (на подоходном налоге) и юрлица (на ОСН с НДС) рассматриваться как дробление бизнеса с целью уклонения от уплаты НДС с совокупного товарооборота юрлица и ИП?
— а если я как ИП зарабатываю за год менее 500 000 рублей, но у меня одновременно открыто юрлицо, и наш совокупный доход превысит 500 000 рублей – не будет ли это расценено как дробление бизнеса с целью минимизации подоходного налога ИП?
На данный момент практики правоприменения ст. 33 НК в отношении указанных вопросов контролирующими органами еще не выработано, поскольку эти нововведения лишь недавно вступили в силу.
Изменения для собственников компаний
Изменениями в НК также предусмотрено, что если физлицо получит доходы от дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам от источников в Республике Беларусь в сумме более 200 000 бел. руб. за год, то ставка подоходного налога для физлица с суммы такого превышения вместо 13% составит 25% (п. 8 ст. 214 НК).
По данной причине многие собственники компаний уже задумались над тем, чтобы ввести в состав участников фиктивных лиц (как правило – супругов или родственников), чтобы искусственно уменьшить сумму выплачиваемых дивидендов на каждого из участников. Однако следует предостеречь собственников от данного шага, поскольку, при обнаружении контролирующими органами фактора фиктивности участия, он может быть рассмотрен как незаконная минимизация налогообложения путём «дробления участников», что повлечет корректировку налоговой базы, доначисление налогов и привлечение виновных лиц к административной и уголовной ответственности.
Целью ввода в бизнес новых участников не должно быть «дробление дивидендов»; участие различных лиц в бизнесе должно быть реальным и экономически обоснованным – как для каждого из участников лично, так и для ООО в целом. Введение в бизнес каждого нового участника должно иметь для компании реальные основания, например, получение от него инвестиций, имущества, имущественных прав и т.д.
Изменения для самозанятых лиц и компаний, использующих их труд
Для самозанятых физических лиц – плательщиков налога на профессиональный доход установлено новое ограничение: объектом обложения налогом на профдоход с 2024 г. не признаются доходы, полученные самозанятым лицом от выполнения работ (оказания услуг) для заказчика, который одновременно является его нанимателем, а также если заказчик был для него нанимателем менее трёх лет назад (ч. 3 ст. 379 НК).
Проще говоря, по доходам, полученных от заказчиков, с которым самозанятый имеет трудовые отношения либо имел их в течение последних трёх лет, нельзя будет уплачивать налог на профдоход. С таким заказчиком придется либо заключать договор как ИП, либо устраиваться к нему по трудовому договору в штат, либо работать с ним как физлицо по гражданско-правовому договору.
Учитывая, что многие самозанятые лица возникли из среды бывших работников и основным их клиентом являлся бывший работодатель (что в ряде случаев являлось для работодателя незаконной оптимизацией налогообложения) − указанное изменение может повлечь отток самозанятых лиц в статус ИП либо их возвращение в ряды наемных работников или физлиц, работающих по гражданско-правовому договору.
Что в результате?
Несомненно, внесённые изменения в налоговое законодательство направлены на стимулирование «перехода» малого бизнеса из ИП в статус юридического лица, а также на увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Не ошибиться при выборе статуса субъекта (ИП, юрлицо или самозанятый) для ведения бизнеса, а также с выбором системы налогообложения с каждым годом становится всё сложнее, а цена ошибки – всё больше. Очевидно, что для принятия ключевых бизнес-решений и последующего сопровождения деятельности необходимы знания компетентных специалистов – профессиональных юристов, бухгалтеров и налоговых консультантов.