Изменения в законодательстве о регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования

28 февраля 2017 г. подписан Декрет Президента Республики Беларусь № 2 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее – Декрет № 2), которым внесены многочисленные изменения в Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования и Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (утвержденные Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1), большинство из которых вступят в силу с 03 сентября 2017 г.

Декретом № 2 установлено, что учредители вправе инициировать в заявлении о государственной регистрации направление регистрирующим органом в банк в виде электронного документа  информации, содержащейся в уставе (учредительном договоре) и свидетельстве о государственной регистрации, которая необходима для открытия банковского счета, Это избавит юридическое лицо от необходимости в последующем дополнительно представлять в банк устав и свидетельство о регистрации при обращении за открытием расчетного счета.

Из перечня оснований, при которых государственная регистрация в последующем признается недействительной, исключено такое основание, как наличие у учредителя (участника) дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия не исполненных в срок гражданско-правовых обязательств, в том числе не возвращенной в срок суммы по кредитному договору или процентов, начисленных на нее.

При этом в перечень оснований, при которых государственная регистрация в последующем признается недействительной, добавлены следующие новые основания:

  • если на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации является собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации (индивидуальным предпринимателем), находящейся (находящимся) в реестре коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере по основаниям, предусмотренным в абзацах 2, 4 и 5 подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств»;
  • если в отношении собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации, гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя, имеется неисполненная исполнительная надпись о взыскании налогов, сборов (пошлин) и пеней, задолженности по обязательным страховым взносам и пеням в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Декретом № 2 конкретизирован срок, в течение которого могут быть обжалованы в суде, рассматривающем экономические дела, действия регистрирующего органа по осуществлению (неосуществлению) государственной регистрации субъектов хозяйствования, внесению изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридических лиц, изменений в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей – в течение 3-х лет с даты осуществления (неосуществления) регистрирующим органом государственной регистрации.

Несомненно положительным изменением, введенным Декретом № 2, является то, что при принятии экономическим судом решения о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной в связи с предоставлением в регистрирующий орган заведомо ложных сведений, суд должен учитывать  характер допущенных нарушений, в том числе наличие умысла в представлении заведомо ложных сведений, и наличие ущерба, причиненного государственным и (или) имущественным интересам, гражданам и (или) юридическим лицам, а также иные обстоятельства.*

Кроме того, Декретом № 2 установлено, что при взыскании в бюджет доходов, полученных от деятельности организации или ИП, государственная регистрация которых признана недействительной, должны учитываться документально подтверждённые затраты, уплаченные налоги, сборы (пошлины) и арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.**

Декретом № 2 также конкретизирован срок исковой давности для обращения уполномоченных государственных органов в суд с иском о признании государственной регистрации недействительной – в течение 3-х лет с даты государственной регистрации субъекта хозяйствования или с даты государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Согласно положений Декрета № 2, учредителям/участникам/уполномоченным органам юридического лица вменено в обязанность принятие решения о ликвидации организации в случае неосуществления предпринимательской деятельности в течение 24-х месяцев подряд. В случае неисполнения данной обязанности (при неосуществлении коммерческой организацией предпринимательской деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению регистрирующего органа.***

 Декретом № 2 предусмотрена возможность для субъектов хозяйствования, принявших решение о ликвидации, вместо прохождения сопутствующих ликвидации проверок у налоговых и иных государственных органов – заключить договор оказания аудиторских услуг по независимой оценке деятельности с аудиторской организацией или аудитором-ИП. В случае заключения данного договора об этом должно быть указано в заявлении о ликвидации (прекращении деятельности).

При этом аудиторская организация (аудитор-ИП) должны проверить правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы, наличие (отсутствие) не прекращенных обязательств перед таможенными органами, исполнение обязанностей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также установлен факт привлечения индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

В последующем данное аудиторское заключение и отчет должны быть представлены в налоговый, таможенный орган, Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах». При этом Декретом № 2 предусмотрена возможность назначения налоговым, таможенным органом, Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах»  проверки после получения аудиторского заключения и отчета.

Нововведением, предусмотренным в Декрете № 2, стала возможность официального приостановления деятельности ИП**** (при котором ИП вправе не уплачивать взносы в ФСЗН) в связи с:

  • прохождением срочной военной или альтернативной службы;
  • нахождением в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах органов государственной безопасности;
  • вынесением индивидуальному предпринимателю приговора, связанного с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью,
  • в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Декретом № 2 оговорен порядок приостановления деятельности в указанных выше случаях.

Изменения вступают в силу 03 сентября 2017 г.

______________________

Примечания:

* До вступления в силу Декрета № 2 предоставление в регистрирующий орган заведомо ложных сведений являлось безусловным основанием для признания государственной регистрации недействительной – независимо от степени вины учредителей и наличия причиненного ущерба.

** До вступления в силу Декрета № 2 при взыскании таких доходов учитывались только  налоги (сборы), уплачиваемые с выручки, а также затраты, учитываемые при налогообложении. Т.е. у субъектов, применяющих особый режим налогообложения (например, УСН и др.), затраты которых не учитываются при налогообложении, взыскивалась вся сумма выручки без учета затрат.

*** До вступления в силу Декрета № 2 ликвидация по решению регистрирующего органа производилась в случае неосуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности.

**** До вступления в силу Декрета № 2 возможность официального приостановления деятельности ИП существовала только для ИП, приостанавливающие деятельность в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет (предусмотрена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.10.2013 г. № 919).

 

Ю.А. Михайличенко

09.03.2017 г.





Предыдущая страница Следующая страница
  • Новости
  • Написать письмо
Регистрация юридических лиц без уплаты государственной пошлины

Согласно п. 1 Приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь, …

Распоряжение имуществом через 5 лет после его внесения в уставный фонд (по Декрету № 6)

7 мая 2012 г. был принят Декрет Президента Республики Беларусь …

В каких случаях нельзя выступать учредителем юридического лица?

При принятии решения о создании юридического лица либо о вступлении …

Наследование доли в ООО (ОДО): порядок действий

В случае смерти участника общества с ограниченной (или дополнительной) ответственностью …

Как россиянину открыть ООО в Беларуси?

Самые распространенные в Беларуси формы ведения частного бизнеса – это …

Акция: снижены цены на услуги по регистрации юридических лиц!

Стоимость полного комплекта документов для регистрации юридического лица — от …

Являются ли иностранной безвозмездной помощью денежные средства, переданные учредителем-иностранцем своему ЧУП?

Вопрос:
Иностранным гражданином, не имеющим разрешения на постоянное проживание в Республике …

[contact-form-7 id="46" title="Форма для сайдбара"]